Вы просматриваете: Главная > Цветочный декор > Бонсай. Искусство формирования растений

Бонсай. Искусство формирования растений

Бонсай. Искусство формирования растений

Это увлекательнейшее занятие помогает человеку забыть о повседневности, стать ближе к природе, по-другому осознать и воспринять ее, воспитывает взыскательный художественный вкус и стимулирует творческое начало в человеке.

Процесс формирования бонсай повторяет воздействия окружающей среды на деревья в естественных условиях, и истинное мастерство заключается в умении скрыть следы искусственного вмешательства, максимально приблизившись к природной форме. Иногда слишком маленькие контейнеры, в которых растет бонсай, вызывают недоумение. Но если сравнить пропорции кроны и корней дерева в контейнере с пропорциями его же в природе, то соотношение будет явно не в пользу второго. Да и «отдельная квартира» без конкурентов по питанию у дерева в природе встречается очень редко.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ

Семенами. Хотя этот метод и требует больше всего времени, но только он приносит наивысшее удовлетворение.

Черенками и отводками. Особенно пригоден для вьющихся кустарников и некоторых видов деревьев. Важно правильно выбрать подходящую ветку, в которой бы условно уже проглядывался будущий бонсай.

Прививка. Преимущество метода — в привое, в качестве которого используют короткий побег, недостаток — на месте прививки могут остаться заметные следы, скрыть которые, порой, невозможно и за десятилетие. Маскируют этот дефект формированием кроны и подбором стиля бонсай, в котором он не бросается в глаза.

Приобретение готового растения. Метод оптимален для начинающих. Выбирают подходящее деревце с толстым стволом и достаточным для формирования кроны количеством ветвей. Эти саженцы уже адаптированы к жизни в ограниченном пространстве. За год-два, при умелом подходе, их можно превратить во вполне сформированный бонсай.

Растения из природы. В основном за городом, на песках и бедных почвах, в местах бывших раскопов, зонах экологических катастроф можно обнаружить небольшие деревья, пережившие засухи, ветра и морозы, закаленные в трудных условиях и в итоге превратившиеся в почти готовые бонсай. Деревце выкапывают, сажают в подходящую емкость, постепенно придают ему форму и развивают периферийные корни.

ВЫБОР РАСТЕНИЙ

Выбирая дерево для бонсай, необходимо учесть, что размер листьев (или хвои — у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки (для цветущих видов) также не допускаются крупные, так как несоответствие размеров цветка и маленького дерева вызывает чувство диспропорции.

Хвойные породы. Наиболее любимы японскими мастерами бонсай, часто встречаются и у нас. Это известная всем сосна обыкновенная и черная сосна, очень интересны с точки зрения бонсай можжевельники, не стоит обходить вниманием лиственницы. Если по каким-либо причинам не удается найти подходящее деревце, его можно вырастить из непересохших семян, собранных в лесу, привезенных с летнего отдыха (кипарисы, туя, сосна горная, крымская, кедровая, приморская, пиния), приобретенных в цветочном магазине или, к примеру, на рынке — кедровые орешки, не прошедшие термическую обработку.

Лиственные породы. Выбор лиственных настолько велик, что перечислить все виды, подходящие для выращивания, не представляется возможным. Лиственные бонсай делят на вечнозеленые (характерные и часто используемые — фикусы), листопадные (это ответвление привнесла в культуру бонсай Германия, с энтузиазмом перенявшая традиции Азии и адаптировавшая их под особенности европейской флоры), цветущие (рододендроны, гибискусы и многие другие), плодовые (яблони, абрикосы, вишни, маклюры и пр.), кустарники (мурайя, мирт, розмарин, тимьян и т.д.) и лианы (глицинии, жимолость японская и т.п.).

СОВЕТЫ ПО ПОКУПКЕ

При покупке дерева в магазине в первую очередь определитесь с видом выбираемого растения. Если вы начинающий, лучше взять что-то из вечнозеленых лиственных тропических (мурайя, фикусы и др.). Они более предсказуемы в формировании и не требуют особых условий зимовки. Не нужно большого опыта, чтобы по внешнему виду определить их состояние.

Более опытному цветоводу немного проще — его выбор не ограничивается вечнозелеными, существенно дополняясь субтропическими хвойными и лиственными деревьями. Из хвойников подойдут кипарисы, туи, можжевельники, чуть сложнее с соснами, елями. Из лиственных — бирючина, олива, мирт, кармона, гранат, сагеретия и множество других из широчайшего спектра известных нам листопадных средней полосы, которые уже нуждаются в выполнении достаточно строгих условий зимовки.

Как не ошибиться с выбором здорового экземпляра, адаптированного к жизни в ограниченном пространстве?

Слегка опущенные или пожелтевшие листья — знак, что с растением не все в порядке (особенно у вечнозеленых). При этом несколько желтеющих листьев на нижних ветках лиственного вида — нормальное явление. Жизнь листьев ограничена 1-1,5 годами, и какая-то их часть неизбежно отмирает с возрастом. Не должно пугать и осеннее пожелтение листьев. Но цвет их должен быть естественным, подобным цвету листьев взрослых деревьев в природе в эту пору года. Бурые же листья, засохшие на ветках — плохой признак, за исключением дуба, бука и им подобных, сохраняющих листву в таком состоянии до следующего года. В остальных случаях крона должна быть сочнозеленой, без облысений и нездоровой желтизны листвы или хвои.

Полуоблетевшие деревья тоже должны вызывать недоверие, если опять же речь не идет об осени и листопадной породе. Но обычно в цветочных магазинах в ассортименте представлены вечнозеленые растения, и проблема оказывается в их плохом состоянии.

  • Недопустимы ватообразные или плесенеобразные налеты на ветках и особенно хвое.
  • Грунт в плошке не должен быть пересохшим.
  • На стволе дерева недопустимы надломы и царапины, за исключением тех случаев, когда в художественных целях специально оставлены дупло или старая ветка.
  • Имейте в виду, что хороший бонсай стоит таких же денег. Поэтому, не имея достаточной практики, не искушайтесь и начните с более простых и недорогих растений, не старше 10 лет.

КАК НЕ ЗАГУБИТЬ?

Условия сбдержания бонсай могут различаться кардинально, поэтому в каждом конкретном случае нужно обращаться к справочной литературе или к специалистам. Из общих рекомендаций можно выделить следующие.

Большинство вечнозеленых (фикусы, мирты) требуют теплой (подойдет умеренная комнатная температура) зимовки без сквозняков с регулярным опрыскиванием. Последнее особенно желательно в жаркий летний период и в период зимнего отопления. Условно листопадные (бирючины, китайские вязы, гранаты) лучше себя чувствуют после прохладной зимовки не менее 60 дней, без перемерзания грунта, с температурой воздуха не ниже +2 град. и не выше +10 град. Хвойным (можжевельники, сосны, ели) требуется зимовка со снегом и минусовой температурой. При этом почва в вазоне не должна промерзать ниже -10 град.

Для большинства бонсай очень желательно хотя бы сезонное содержание на открытом воздухе. Поливают их всегда теплой водой комнатной температуры или выше. Идеальна дождевая и талая, вода из озер и чистых рек, а также прошедшая очистку обратным осмосом. Щелочность и кислотность воды в некоторых случаях тоже могут иметь важное значение.

Пересаживают бонсай каждые 1-2 года, если деревце молодое и еще формируется, и через 3-4 года, если это уже взрослое сформированное дерево. В процессе пересадки проводят подрезку корней и/или увеличение емкости вазона. Состав почвы для посадки варьируют в зависимости от вида дерева.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БОНСАЙ

В японских традициях бонсай воспроизведены некоторые характерные и часто встречающиеся в дикой природе формы.

Строго вертикальная форма (Тёккан). Для этого стиля с ясными и простыми линиями характерен прямой ствол с растущими во всех направлениях ветвями, полным отсутствием их в нижней части ствола, хорошо видной корневой системой. Эта форма является наиболее подходящей для начинающего бонсаиста и уникальной в своем роде, потому что многие, более сложные формы бонсай базируются именно на ней.

Свободная вертикальная форма (Моёги). Внешне похож на предыдущий, но ствол уже имеет изгибы с уменьшающимися к вершине радиусами. Верхушка строго центрирована с точкой земли, откуда растет ствол. Мощные нижние ветви направлены в противоположную изгибу ствола сторону.

Форма метелки (Хокидати). Растение формируют с сильно развитой кроной в виде метлы. Крона у вершины, в
верхней трети, в отличие от строго вертикального стиля, разветвляется. В безлиственном состоянии крона выглядит очень филигранно. Соотношение кроны к длине ствола примерно 1:2.

Роща (Ёсуэ-Уэ). Этот стиль представляет собой рощицу из группы деревьев разного возраста, высоты и толщины, но одного вида. Их расположение и игра света имитируют лесной пейзаж. Используется нечетное количество мелколистных деревьев от пяти и более. Ведущую роль играют форма кроны, перспектива и ритм посадки.

Литературный стиль (Бундзинги). У бонсай этого своеобразного стиля ветви присутствуют только на верхушке дерева. Общая линия ствола имеет частые изгибы, обороты и слегка наклонена. Такая форма часто используется для хвойных деревьев.

Отдельную группу занимают многоствольные стили, составляющие множество типов рощ, деревья, растущие на скале или в скале.

БОНСАЙ В СТИЛЕ ТЁККАН

Правильных пропорций и строгой вертикали роста при формировании бонсай в стиле Тёккан можно добиться с помощью обрезки. Именно пряморастущим стволом и характерен этот стиль — прямой, конусообразный (сужающийся) ствол с толстыми корнями, направленными в разные стороны под землей, слегка склоняющимися книзу ветвями, верхушкой, как правило, конической формы, хотя не исключены и шаровидные варианты. Стиль подходит для выращивания хвойных деревьев, дубов, кленов, ясеней, яблонь, слив, вязов, лип, азалий и многих других.

Формирование желательно начинать с годовалого или двухлетнего саженца. Подрезаем центральную ось саженца таким образом, чтобы она возвышалась над боковыми побегами. Это место выбираем из расчета, чтобы прямо под срезом находилась мощная почка, которая возьмет на себя роль будущей верхушки дерева. В дальнейшем, при каждой последующей подрезке, почку выбираем с противоположной стороны от последнего побега. Это обуславливает вертикальное направление роста ствола и естественные изгибы. Если почки расположены супротивно, то после удаления верхушечной почки растение образует две боковые равноценные почки, повторяя вилообразное ветвление. Если междоузлия сильно укорочены и почки расположены близко одна к другой, надо своевременно удалить почки, расположенные не с той стороны.

Чтобы достичь впечатляющего эффекта от дерева в стиле Тёккан, необходимо соблюсти пропорцию. Разделите ствол дерева (мысленно) на три равные части, от уровня субстрата в вазоне до предполагаемого в будущем уровня вершины. Нижняя треть ствола должна быть свободна от ветвей, благодаря чему будет видна вся красота коры и разросшихся корней, расположенных на поверхности и уходящих в землю (что придает дереву внушительность и создает впечатление, что оно растет уже много лет и прочно держится в земле). Во второй трети должны располагаться три главные ветви. Первая из них (если считать снизу) должна быть направлена в одну сторону, вторая — в противоположную (предпочтителен легкий, естественный поворот к зрителю), а третья — в сторону от зрителя. Она должна придавать дереву пространственность и глубину, поэтому к ней предъявляются особенные требования в ветвистости и многолистности.

Обычно эти ветви формируют горизонтально растущими с небольшим уклоном вверх или вниз, как у многих старых деревьев. Эта имитация природного вида деревца создает визуальное ощущение «возраста». Все три ветви не должны заслонять ствол дерева, оставляя зрительный доступ к заднему плану. На последней трети ствола формируют еще три ветви более мелкого размера и обычно поднимающиеся кверху. За счет них создается густая листва кроны и придается шаровидная или остроконечная форма верхушки.

БОНСАИ В СТИЛЕ МОЁГИ

Этот неформальный вертикальный стиль подходит для выращивания грабов, айвы, цитрусовых, азалий, фикусов, кипарисов, кленов, буков, ясеней и многих других растений, в том числе хвойных.

Ствол дерева в стиле Моёги отличается характерными изгибами, уменьшающимися к вершине. Основной принцип формирования заключается в обрезке центральной оси дерева таким образом, чтобы оставшаяся почка указывала желаемое направление роста. Нижняя доминирующая ветка располагается над первой третью общей высоты растения. Верхушка кроны находится на одной вертикали с основанием ствола.

Важный момент — первая обрезка. Она определяет форму будущего ствола, его высоту и направление роста нижней ветви. Однолетний сеянец (например, липа, хурма, вишня) обычно образует почки очередно, таким образом в непосредственной близости от места будущей обрезки располагаются две почки на разной высоте. Побег, развивающийся из верхней почки, формирует продолжение ствола, из нижней — первую, нижнюю боковую ветку. Если почки супротивные или парноперистые (например, у вяза, граната, оливы, фейхоа, кленов, бирючины), то в этом случае выбор верхушечной почки произволен. Все остальные почки, если они есть на стволе, удаляют. После того как боковая ветвь подрастет, и ее длина совпадет с высотой деревца, ее укорачивают на 1/3. По аналогии формируют все вновь образующиеся побеги.

Когда длина последующей части ствола (отросшей из верхней почки) становится в два раза больше расстояния от поверхности субстрата до первой ветви, обрезают повторно — так, чтобы эта часть ствола получилась немного короче той, что после первой обрезки. При этом место среза выбирают так, чтобы вторая сверху почка «противостояла» направлению роста первой ветви, из нее разовьется вторая боковая ветвь, в то время, как из ближайшей к месту среза почки сформируется новый сегмент ствола, который при достижении соответствующей длины также обрезают. По аналогии создают и третью боковую ветвь.

При регулярной обрезке задается определенный ритм, обеспечивающий попеременный рост боковых ветвей слева и справа (рис. 5) и определяющий будущий внешний вид деревца.

Моёги — стиль без стандарта, поэтому не отчаивайтесь, если ваши творения не будут походить одно на другое. Для данного стиля это допустимо.

БОНСАЙ В СТИЛЕ БУНДЗИНГИ

Форма японских литер, «Танец гейши на весеннем ветру». Деревья в этом стиле помещают в сравнительно небольшие круглые или четырехугольные контейнеры, часто яркой окраски. Наиболее удачными объектами для применения этого высокохудожественного изящного стиля являются сосна, кедр и другие хвойные.

Главная особенность стиля — наличие зеленых ветвей только на верхушке, а также быстрота и легкость формирования, оставляющая простор для фантазии, не ограниченной требованиями канона. Ствол у бонсай в этом стиле может быть вертикальный с небольшим наклоном или наклонный, напоминающий каллиграфический знак. Форма допускается одно- и многоствольная, с частыми изгибами и оборотами.

Для формирования лучше выбрать густоветвистое деревце, нижнюю часть которого полностью оголяют от ветвей. Обязательно наличие молодой, растущей вверх части на старом и мощном стволе (хотя допускается использовать и тонкоствольные растения). Верхушка должна быть не раскидистой, ветви — немногочисленны (порядка 3-7), но хорошо сформированы и частично расположены уступами. Особых предписаний, как должен выглядеть ствол и располагаться ветви, нет, единственное — дерево должно выглядеть красиво, как на древних рисунках.

Весьма интересно применение в данном стиле техник искусственного старения деревца. В целом стиль Бундзинги обычно не для новичков, но рано или поздно каждый бонсай-художник захочет попробовать его. Стиль требуют большого мастерства и терпения, но усилия более чем убедительно вознаграждаются красивым результатом.

Дмитрий Вихарев

Читайте так же:


Оставить отзыв